• Главная
  • Статьи
  • Как реагируют дети разных возрастов на смерть близкого человека

Как реагируют дети разных возрастов на смерть близкого человека

/articles/kak-reagiruyut-deti-na-smert-blizkogo-cheloveka

Детям и подросткам, понесшим тяжелую утрату, потребуется постоянное внимание и поддержка. Вполне возможно, что проблемы начнутся спустя несколько суток после смерти.

Основные моменты, которые следует помнить о реакции на тяжелую утрату у детей и молодежи:

  • младенцы, дети и подростки, как правило, скорбят периодически, как правило, они будут искать уверенность и комфорт в своих обычных делах и занятиях;
  • детям и подросткам, потерявшим близких, потребуется постоянное внимание, уверенность и поддержка - нередко скорбь всплывает на поверхность позже, даже спустя много лет после смерти.

 

То, как скорбит любой ребенок или молодой человек после смерти любимого человека, будет зависеть от многих вещей, таких как:

  • возраст;

  • пол;

  • стадия развития;

  • личность;

  • как они обычно реагируют на стресс и эмоции;

  • отношения с человеком, который умер;

  • опыт потери или смерти;

  • семейные обстоятельства;

  • как скорбят окружающие;

  • количество поддержки.

 

Младенцы, дети и подростки могут часто казаться безразличными, играя или занимаясь своими обычными делами, поэтому взрослые могут предположить, что они не знают о смерти или не грустят.

Как скорбят малыши?

Младенцы не имеют ни понимания смерти, ни возможности сказать, что они чувствуют. Тем не менее, они могут определенно испытывать чувство потери и разлуки и, вероятно, «заразиться» беспокойством или грустью от близких взрослых и окружающих людей.

Распространенные реакции:

  • поиск человека, который умер;

  • быть раздражительным;

  • много плача;

  • желание, чтобы их держали больше;

  • быть менее активным;

  • возможная потеря веса;

  • нервничать, беспокоиться;

  • быть раздражительным, расстроенным.

Как помочь:

  • поддерживать рутину и нормальную деятельность в максимально возможной степени;

  • держите и обнимайте детей больше;

  • говорите с ними спокойно и нежно - и будьте спокойны с ними;

  • постарайтесь предоставить детям предметы комфорта, такие как мягкая игрушка, специальное одеяло и т. д.

 

Как скорбят дошкольники?

В этом возрасте детям трудно понять, что смерть это навсегда. Они также находятся на стадии магического мышления, например, думают, что кто-то снова оживет, или думают, что они заставили кого-то умереть. Они понимают происходящее, и чувствуют себя неуверенно и испуганно, когда знакомые вещи вокруг них изменяются. Эта возрастная группа нуждается в существенном подтверждении того, что они будут в безопасности, и о них будут заботиться.

Распространенные реакции:

  • сны или ощущение присутствия человека, который умер;

  • поиск человека, который умер;

  • боязнь, беспокойство;

  • цепкость;

  • быть раздражительным, расстроенным;

  • иметь больше истерики;

  • быть спокойным, показывая отсутствие реакции;

  • изменения в еде;

  • трудности со сном;

  • проблемы с туалетом, ночное недержание мочи, загрязнение;

  • регрессия в развитии, например, возвращение к ползанию, желание использовать бутылочку.

Как помочь:

  • поддерживать стандартную деятельность в максимально возможной степени;

  • скажите детям, что вы знаете, что они грустят - начните использовать слова, которые описывают чувства;

  • скажите им, что они в безопасности;

  • держитесь отдельно от них как можно меньше;

  • балуйте их объятиями, держите их за руку и поощряйте их к действиям;

  • говорите с ними спокойно и нежно;

  • объясните смерть как часть жизни, чтобы они поняли ее постепенно. Может быть полезным использование некоторых примеров в природе, таких как наблюдение за растениями, цветением и гибелью или сменой времен года;

  • обеспечить предметы комфорта, такие как игрушки, специальное одеяло и т. д.;

  • поощрять игры - дети часто могут использовать игру, чтобы помочь им понять, что произошло.

Остались вопросы?
Закажите обратный звонок, мы поможем

Как скорбят дети в начальных классах?

Дети начальной школы все еще учатся понимать смерть и могут иметь некоторые запутанные мысли об этом. Они могут думать, что смерть временна, или что человек, который умер, все еще может чувствовать такие вещи, как холод, голод или одиночество и т. д. Они могут спросить, где сейчас находится человек, и задавать многообразные странные вопросы. Объяснение смерти им очень важно.

Распространенные реакции:

  • поиск человека, который умер;

  • мечтание или ощущение присутствия человека, который умер;

  • обвинять себя в смерти;

  • быть легко отвлеченным, забывчивым;

  • беспокойство, страхи, например, о безопасности других;

  • цепкость - желание быть рядом с вами или другими людьми;

  • отсутствие реакции;

  • быть раздражительным, расстроенным, не желающим ходить в школу;

  • чувство смущения;

  • физические жалобы, такие как боли в животе, головные боли;

  • быть раздражительным, иметь больше истерики, развивать антисоциальное или агрессивное поведение;

  • изменения в еде или сне;

  • недержание мочи.

Как помочь:

  • заверяйте детей, что они в безопасности;

  • старайтесь поддерживать рутину и нормальную деятельность;

  • давайте честные ответы на вопросы и опровергайте мифы;

  • говорите с ребенком спокойно и нежно;

  • объясните смерть как часть жизни;

  • позвольте детям помочь в планировании похорон или как-то по-другому запомнить потерю;

  • поощряйте игры.

 

Как скорбят дети в 10-12 лет?

Все вышеперечисленное относится к этой возрастной группе, но важно знать, что к этому возрасту дети знают, что смерть является окончательной. Они также лучше осознают, как взрослые и окружающие реагируют на смерть. Дети в 10-12 лет также могут:

  • особенно беспокоиться о безопасности семьи, друзей и себя;

  • стараться угодить взрослым и не беспокоить их, и поэтому не позволяйте им скорбеть;

  • чувствовать сильные эмоциональные реакции, такие как гнев, вина, чувство отвержения;

  • взять на себя больше обязанностей, очень стараясь угодить;

  • чувствовать смущение; чувствовать себя отличным от сверстников;

  • стать более сосредоточенным на том, что произошло, задавать вопросы, много думать об этом, и, возможно, хотеть часто говорить об этом другим.

Как помочь:

Детям в 10-12 лет нужна вся помощь, описанная в предыдущем разделе, плюс:

  • время поговорить с вами и другими доверенными взрослыми, когда им необходимо;

  • регулярное заверение - разговоры, с ободряющим физическим прикосновением (например, объятия, похлопывание по спине и т. д.);

  • честность в отношении событий и чувств;

  • знание, что вы понимаете их горе;

  • регулярное поощрение.

 

Как скорбят подростки?

В подростковом возрасте смерть другого человека считается частью жизни, но она, возможно, еще не затрагивала подростка. Их реакции могут колебаться между реакциями более ранней возрастной группы и реакциями, которые свойственны более взрослым.

Подростки часто хотят быть больше с друзьями, чем с семьей, поскольку они ищут поддержки. Смерть может настолько потрясти подростков, что некоторые реагируют путем рискованного поведения - чтобы избежать чувств и реальности, а также найти утешение. Примерами рискованного поведения является питье, наркотики, сексуальный контакт или безрассудное вождение.

 

Распространенные реакции:

  • быть легко отвлеченным, забывчивым;

  • с трудом концентрироваться в школе;

  • нерешительность в классе, изменение успеваемости в классе, нежелание ходить в школу;

  • быть перегруженным интенсивными реакциями, такими как гнев, вина, страх;

  • трудно выразить эмоции или конфликт эмоций;

  • обвинять себя в смерти;

  • беспокойство - повышенные страхи за безопасность других людей и за себя;

  • вопросы или опасения по поводу смерти, смертности;

  • подросток мечтает или ощущает присутствие человека, который умер;

  • желание быть рядом с семьей или друзьями больше;

  • уходить в себя;

  • физические жалобы, такие как боли в животе, головные боли и т.д.;

  • быть раздражительным или проявляющим агрессивное поведение;

  • рискованное поведение, чтобы убежать, успокоиться или доказать, что человек жив;

  • изменения в еде, привычках сна;

  • ночное недержание мочи;

  • шутки или юмор, маскировка чувств;

  • делать вид, что им все равно;

  • желание взять на себя больше обязанностей взрослого;

  • напряженные отношения с другими - страх или неловкость из-за близости с другими;

  • чувство смущения;

  • чувство одиночества – изоляция;

  • изменение самооценки, снижение самооценки;

  • возможно, суицидальные мысли;

  • возможно, переход от грусти в депрессию.

Как помочь:

  • будьте честны и дайте детям знать, что происходит;

  • будьте готовы слушать и говорить обо всем, о чем им нужно;

  • признавайте эмоции, которые дети могут испытывать - страх, грусть, гнев;

  • родителям или другим взрослым может быть полезно поделиться своими чувствами относительно потери;

  • часто заверяйте детей в том, что дети в безопасности;

  • поддерживайте нормальную деятельность в максимально возможной степени;

  • говорите с ними о горе - что это такое, что это нормально, что все разные;

  • старайтесь поощрять ребенка выражать свои мысли и чувства - давать ему идеи о том, что он может попробовать, например, заниматься физическими упражнениями, писать, петь, слушать музыку, общение с друзьями, чтение и т. д.

  • утешайте ребенка объятиями;

  • говорите с детьми спокойно и нежно;

  • говорите о смерти вместе; ответьте на любые вопросы, которые у них могут быть;

  • позвольте подростку помочь в планировании похорон.

 

Что нужно детям и подросткам, потерявшим родных?

Детям и подросткам, потерявшим родных, потребуется постоянное внимание, уверенность и поддержка. Вполне возможно, что симптомы всплывут позже, даже после смерти. Это может произойти, когда ребенок проходит через различные жизненные вехи и развивается как личность.

Если вы обеспокоены какими-либо крайними реакциями, или если вы думаете, что ваш ребенок, возможно, впал в депрессию, свяжитесь с вашим врачом или другим обученным специалистом.

28.07.2021

КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ: ЛЮДИ, «ОЖИВШИЕ» НА ПОХОРОНАХ

Сам феномен «ложной смерти», «нечаянных похорон заживо» и «воскрешения человека в момент погребения» вполне реален и наблюдался в истории не раз.

Подробнее
26.07.2021

СМЕРТЬ В ПЛАВАНИИ

К сожалению, несмотря на все технические и научные достижения, несчастные случаи на море – явление все еще распространенное. Ежегодно тысячи моряков, рыбаков и туристов покидают берег, чтобы вернуться на него в свинцовом гробу.

Подробнее
22.07.2021

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ПОХОРОНАХ БЛИЗКОГО?

Издавна было принято, что в последний путь умершего провожают родные и друзья. Таким образом выражалось уважение личности почившего и воздавались почести его деяниям. По различным причинам люди сомневаются, стоит ли им присутствовать на похоронах близкого.

Подробнее
18.07.2021

КАК НЕ ПЕРЕПЛАТИТЬ ЗА ПОХОРОНЫ

Откуда взять деньги на погребение, как не попасться в ловушку мошенников и не переплатить за похороны – все эти вопросы беспокоят людей, столкнувшихся с трагедией в семье. Как разобраться в финансовых нюансах организации похорон и не допустить дорогостоящих ошибок, мы расскажем в этой статье.

Подробнее
14.07.2021

БОРЬБА С БОЛЬЮ УТРАТЫ

Потерявший близкого привыкает жить в разлуке с умершим, и это становится нормой. Такое происходит неизбежно, но важно помнить, что если не уделить специально внимание созданию новой привычки и новой нормы, то вместо душевного здоровья можно получить от «лечения временем» хроническое душевное расстройство.

Подробнее
11.07.2021

КАК ИСПОЛЬЗУЮТ ТЕЛА УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ

В России есть давние и привычные способы распоряжаться телами умерших после их кончины: тело в гроб, гроб в могилу, могилу, желательно, поближе к захоронениям прочих родственников. На остальные способы погребения наше общество смотрит в целом подозрительно – даже ставшая уже во многих странах привычной кремация все еще встречает большое сопротивление в массовом сознании.

Подробнее
Назад к списку новостей